Новости
«Я – боец! У меня никогда руки не опускаются. Никогда не сдаюсь и двигаюсь только вперёд к поставленной цели», — Виталий Прохоров рассказал о перспективах развития спортшколы № 11
05.04.2023

 

Виталий Владимирович, ваше назначение на пост директора липецкой спортшколы № 11 в августе прошлого года называли спортивной сенсацией. Хоккеист известный на международной спортивной арене, Олимпийский чемпион, тренер юношеских сборных, вице-президент КХЛ. Вам потребовался месяц, чтобы принять предложение из Липецка. Какой аргумент стал самым весомым в этом вопросе?

— Я не раздумывал, а, наоборот, в течение определённого времени обсуждал с департаментом физической культуры и спорта проблемы, имеющиеся по развитию хоккея в Липецке, и предлагал варианты, которые будут способствовать развитию системы по подготовке юных хоккеистов. Получив ответы на ряд вопросов, прекрасно понимал, что при всём стремлении изменить ситуацию у многих специалистов не хватает знаний и опыта по данной специфике. Посмотрел в реалиях сегодняшнего дня, что можно сделать, что нельзя. При личном визите в Липецк своими глазами увидел, на каком уровне находится материально-техническая база и школа. Для меня это стало неким вызовом: попытаться что-то изменить в плане спортивных достижений: улучшить развитие хоккеистов, повысить квалификацию тренеров и так далее.

Вы говорили о невысоком уровне подготовки липецких хоккеистов, оттоке детей, уходе игроков местной молодёжной команды в команды других регионов. Как это изменить?

Прежде чем изменить, надо понять, в какой реальной ситуации находится хоккей в Липецке! Для этого следует открыть турнирную таблицу первенства ЦФО и посмотреть на результаты, в том числе и молодёжной хоккейной команды. Молодёжка в текущем сезоне формировалась преимущественно из воспитанников Липецка, мы видим какой уровень обучения был на предыдущем этапе. Результат, показанный в прошедшем сезоне, оставляет желать лучшего. Этому есть объяснение: на обучение, комплектование команды мы не имели ни времени, ни условий, ни достаточного круга кандидатов, который мог бы представить рынок игроков. Таким образом, было принято решение дать возможность для максимального развития именно ребятам, у которых ещё сохраняется перспектива для большого хоккея. В контексте данной темы следует понимать, что весь спорт состоит из четырёх составляющих: физической, технической, тактической подготовки и психологии. Поэтому, когда мы приехали, первым делом пообщались с наставниками, понаблюдали за тренировочным процессом. Плюс – посмотрели, в какое время занимаются дети, в каких группах, как происходит общение тренеров и детей, тренеров и родителей, какие у них цели, задачи и так далее.

Не беру лидеров хоккея, но даже по сравнению с воспитанниками из спортшкол других субъектов, могу сказать, что наши дети в своем обучении всё — таки отстают по технике и физике и нас это беспокоит. Мы хотим изменить данную ситуацию, а именно: найти оптимальное решение, объяснить, что такое хоккей. Нужно сформировать правильное сознание, мышление, найти диалог по решению тех проблем, которые копятся на протяжении долгого времени. Мы проделываем большую совместную работу по созданию хороших условий для развития, но в тоже время сталкиваемся и с проблемами, которые мешают этой реализации. Не все правильно понимают, что такое хоккей.

А что такое хоккей в вашем понимании?

Хоккей – это игра. Но есть игра профессиональная, а есть любительская, для физкультуры. Говоря о развитии, подразумеваю хоккей как профессиональный вид спорта. Чтобы стать профессионалом, нужно пройти определённый алгоритм подготовки. Для этого должны быть условия, конкурентная среда, личное желание спортсмена. Нужно, чтобы воспитанник горел желанием, хотел стать похожим на кого-то, а затем постепенно приобретал свою индивидуальность: вырабатывал свою манеру игры. Наставник должен раскрыть способности воспитанника и придать их огранке.

Вы с трёх лет на коньках, с шести играете в хоккей. Вы можете определить потенциал ребёнка с первого взгляда. Вы видите талант в ком-то из нынешних воспитанников Липецка?

Конечно. Такие дети есть. Вопрос только в том, куда они дальше пойдут и как будут относиться к этому виду спорта. Можно позиционировать себя и думать, что ты спортсмен, но в душе этого может и не быть. Профессиональный спортсмен фанатично отдаёт всего себя спорту. Мы, в свою очередь, уже со следующего учебного года готовы предоставить условия для планомерного развития детей.

Как ведётся работа с тренерами?

Мы регулярно проводим тренерские советы. На них обучаем и настраиваем наставников на то, что они должны делать. Сейчас совместно с ними готовим программу работы на следующий год: в какое время, когда, кто и чем занимается, проводим тестирование. Также к нам приезжает инструктор по физическому развитию, анализирует результаты тестов и физического развития, готовит программы на новый цикл и находится в контакте с каждым тренером.

Многих болельщиков интересует, будут ли изменения в тренерском штабе молодёжной команды?

Нет. Тренеры МХЛ выполнили поставленные задачи: мы вошли в плей-офф. Была показана достойная игра против соперника, который занял первое место в группе. В рамках подведения итогов сезона мы посчитали, что у тренеров не было возможности показать все свои способности, потому что многое было скомкано: подготовка, формирование состава, даже определение тренерского штаба, изначально отсутствовала селекционная работа. Другими словами, работу начинали с чистого листа. При этом тренеры проявили себя достойно, показали высокий уровень профессионализма.

Как часто лично вы взаимодействуете с командой, тренерским штабом?

Постоянно взаимодействую со всей вертикалью школы. У нас определён порядок и чётко распределены обязанности. За спортивное направление несёт ответственность один из моих заместителей, который постоянно находится в гуще событий. Сам часто уделяю время и непосредственно участвую в тренерских советах, общаюсь с тренерами.

В прошлом году начали развивать проект «Уроки с олимпийским чемпионом». С понедельника по среду я проводил занятия для детей нашей спортшколы. Сейчас с ними взаимодействуют мои помощники. В новом сезоне также буду уделять максимум внимания этому направлению в работе и проводить факультативы для детей и тренеров. Это очень важно.

 

— Может ли такое произойти, что у вас опустятся руки и вы уедете из Липецка?

— Я – боец! У меня никогда руки не опускаются. Никогда не сдаюсь и двигаюсь только вперёд к поставленной цели! Чтобы я покинул пост из-за того, что у меня что-то не получилось, такого просто быть не может.

У вас есть опыт выстраивания системы подготовки юных хоккеистов на всех этапах: от отбора игроков до перехода из детско-юношеского хоккея в молодёжный и взрослый. Что сделано в этом направлении?

У меня не просто есть опыт. Я проходил всё это: набирал мальчиков 11-ти лет, вёл их до выпуска из школы с победами в финале Всероссийских соревнований, открытых чемпионатов Москвы, где, можно сказать, соревнуются лучшие спортсмены страны. Также были заграничные поездки, турниры в Северной Америке различного уровня, в основном высшего этапа. Знаю финскую, шведскую, чешскую, словацкую системы. Прекрасно понимаю, как всё там происходит и как здесь должен быть выстроен тренировочный процесс, дополнительные занятия, как отбираются игроки. Чтобы понять, как дальше здесь развиваться, нужно было время. Фактически этот год можно назвать «мониторингом» или «анализом текущей деятельности». Теперь мы чётко понимаем, что нужно делать, какие шаги предпринимать для развития школы и хоккея в регионе. Уже в завершающей стадии находится программа развития.

То есть у нас есть шанс, что мы начнём выпускать спортсменов, которые будут достойно выглядеть на всероссийском уровне?

Шанс есть всегда. Поэтому мы здесь. И мы хотим, чтобы дети двигались только вперёд и вверх, имели хорошие условия для своего развития.